ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК
Программа занятий
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Песочная терапия — сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи и детям, и взрослым. А «игра с песком» в сочетании со сказкотерапией может творить настоящие чудеса творчества, развития познавательных процессов, снятия эмоционального напряжения.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия". Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира, при этом Ребенок чувствует себя защищенным. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Фантазии на песке — это Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Учитывая это, в БДОУ была создана программа художественно-эстетического развития «Волшбный песок», которая направлена на обучение детей дошкольного возраста технике рисования песком.
За основу взята программа Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке». В учебный процесс включают самые разнообразные, игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровьесберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.
Песочная терапия – научно обоснованный метод арт-терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты.
Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов.
Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других. В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
1.2. Адресат программы
Программа кружка «Волшебный песок» предназначена для детей 3-7 лет. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 15 человек.
1.3. Цели и задачи реализации программы:
Цели программы:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
- Совершенствование предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
- Снижение психофизического напряжения, формирование предпосылок развития умения произвольной регуляции эмоциональной сферы, умение вербализировать свое актуальное состояние и чувства способствует проявлению эмпатии.
- Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом
развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций с помощью создания композиций на песке.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
1.4. Педагогические принципы, положенные в основу программы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» предметов и абстрактных символов: игрушек, изображающих животных, людей, а также букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем обучении.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного варианта поведения.
1.5. Условия реализации программы:
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Возраст: 2-7 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: социально-коммуникативное
Уровень сложности: стартовый
Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном кабинете, который оборудован индивидуальными столами. Для рисунков используется речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный и кинетический песок разного цвета. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна. В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:
• игры;
• занятия;
• беседы;
• аудио и видео занятия;
• арт-сказки;
• открытые занятия для родителей.
1.6. Срок реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения
Курс состоит из 68 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю (октябрь – май) для детей 3-4 лет, 4-5 лет.
Курс состоит из 34 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю (октябрь – май) для детей 5-6 лет, 6-7 лет.
-
- Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является предметно - манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, используют в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Характеристика особенностей развития детей 3 - 4-х лет.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще является ситуативным. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом. К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение.
Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20-30 минут.
Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.
Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Начиная с 5-6 лет, рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они, скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
На второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия не может быть резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета.
В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.
У ребенка старшего дошкольного возраста начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Дети замечают соответствие определенных видов деятельности людей и себя самого. В художественной и продуктивной деятельности, обучающиеся эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
1.7. Ожидаемые результаты:
- Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
- У детей повысится интерес к узнаванию нового, возрастет желание экспериментировать.
- Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
- Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
- Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
- Ребенок способен слушать своего собеседника.
Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса используются следующие виды мониторинга и диагностики:
- Вводный (сентябрь)
- Текущий (в течение всего учебного года)
- Итоговый (май - август)
Способы определения ожидаемых результатов:
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М. Дьяченко, В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.
Форма подведения итогов:
- Фотовыставки.
- Итоговая работа на свободную тему (сувенир).
- Мастер - класс (совместно с родителями) рисование на световом столе и игра в песочнице.
- Результаты диагностики до начала программы и в итоге (май-август).
Приоритетной областью данной программы является познавательное развитие и развитие эмоционального интеллекта, которая реализуется в интеграции с другими образовательными областями.
Оценочные психодиагностические методы
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например, двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их. Как можно использовать этот предмет? Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др. Рисование "Чего на свете не бывает?" Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр. "Что не дорисовано?" На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.
Тест "Дорисуй предметы" Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предметов - средний; 5 предметов – низкий.
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).
1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на Воображение.
В.Г. Щур методика «Лесенка»
Цель методики: исследование самооценки детей старшего дошкольного.
Процедура проведения: ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
- Содержательный раздел
2.1 Формы и способы организации кружка «Волшебный песок»
Формы организации образовательного процесса кружка:
1) организованные занятия в виде игры;
2) открытые занятия для родителей;
3) подвижные игры, эстафеты
4) практические занятия
5) диалоги, беседы.
Пять шагов организации игрового процесса:
Первый шаг - демонстрация песочницы.
Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок.
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке.
Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?». Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила ими проживаются и проигрываются самостоятельно.
Основные правила работы в песочнице:
- Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу
- Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- После игры помогаем Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
-
- Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год реализации, на 96 занятий. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий от 20 до 30 мин и периодичность 2 раз в неделю. Занятия проводятся с малой развивающей подгруппой 3- 4 человека, так и в индивидуальной коррекционной форме. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Кружок «Волшебный песок» могут посещать все желающие. А также дети, которые нуждаются в коррекции и дети с повышенным уровнем изобразительной деятельности. А также в состав детей, посещающих кружок, могут входить дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды) с целью социальной адаптации, снятию мышечного напряжения и развития сенсомоторных навыков. Занятия кружка проводятся с сентября по июнь месяц.
2.3. Методы организации процесса обучения:
1. Дискуссии, беседы, игры – коммуникации, экологические и исторические игры, проективные игры, познавательные игры, рисование песком, элементы сказкотерапии, музыкальное сопровождение.
2. Уметь внимательно слушать и активно участвовать в занятии. Прослушивать начало сказки или истории и строить в песочнице игровое пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, рек, леса), что требуется по сюжету игры, заселять его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.). Слушать и понимать продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.).
3. Уметь обращаться за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны, а также отыгрывать ситуацию борьбы со злом. Выступать под маской наиболее близкого персонажа. Восстанавливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну. Выступать творцом: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно. Спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы. Рассказывать о последующих играх, приключениях.
2.4. Учебно - тематическое планирование для детей
Октябрь |
1. «Знакомство с Королевой песка» 2.«Здравствуй, песок!» 3. «Секретные задания кротов» 4. Сказка «Заюшкина избушка» 5. «Песочные прятки» 6. «Мины» 7. «Норки-холмики» 8. «Отпечатки» |
Ноябрь |
1. «Фея Вежливость» 2. «Семь Симеонов» 3. «Комплименты» 4. «Азбука настроения» 5. «Вверх – вниз» 6. «Волшебный театр на песке» 7. «Мы едем в гости» 8. «Мы рисуем, что хотим» |
Декабрь |
1. «Космическое путешествие» 2. «Маленькой елочке холодно зимой» 3. «Песочный круг» 4. «Медитация на песке» 5. «Печем новогоднее печенье» 6. «Рисуем Фантазию» 7. «Разноцветный песок» 8. «Новогодние чудеса» |
Январь |
1. «Мои успехи» 2. «Что меня печалит, что радует» 3. «Что меня печалит, что радует» (продолжение) 4. «Иногда я боюсь» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят») 5. «Победитель злости» 6. «Лабиринты для «непослушных страхов» детей» 7. Игра-занятие «Песочный сад» 8. Игра-занятие «Песочный сад» |
Февраль |
1. «Мои любимые животные из сказок» 2. «Сказочный салат» 3. «Мои ладошки» 4 «Подарок для папы» 5. «Божьи коровки на лужайке» 6. «Теремок» 7. «Многоцветный мир» 8. «Мандарин» |
Март |
1. «Мамин день» 2. «Дорисуй картинку» 3. «Приятные слова» 4. «Иван-Царевич и Серый Волк» 5. «Иван-Царевич и Серый Волк» (продолжение) 6. «Я тебя запомнил» 7. «Добрая и злая кошка» 8. «Кто к нам приходил» |
Апрель |
1. Сказка «Репка» 2. «Мое настроение» 3. «Пасхальные яйца» 4. «Волшебная палочка» 5. «Цветочная поляна»
|
Май |
1. «Внимательный наблюдатель» 2. «Головоломка» 3. «Рецепт счастья» 4. «Победа над страхом» 5. «Победа над страхом» (продолжение) 6. «Защитник» 7. «Прощание с грустью» 8. «Мой любимый сказочный герой» |
-
- Содержание изучаемого курса
Тематическое планирование совместной деятельности по песочной терапии для детей дошкольного возраста.
№ |
Тема игрового занятия |
Цель |
Примерный план мероприятия |
Оборудование |
Октябрь |
||||
1 |
«Знакомство с Песочной Феей» |
«Знакомство» с Песочной Феей, определение правил поведения в песочнице. |
-ведущий знакомит детей с Песочной Феей;
ритуал прощания |
|
2 |
«Здравствуй, песок!» |
Снижение психофизического напряжения. |
|
|
3 |
«Секретные задания кротов» |
Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. |
|
|
4 |
Сказка «Заюшкина избушка» |
Развитие тактильной чувствительности, памяти, воображения, внимания, творческих способностей, формирование личностных ценностей. |
|
|
5 |
«Песочные прятки» |
Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. |
|
|
6 |
«Мина» |
Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. |
|
- красочная игрушка-кукла;
|
7 |
«Норки - холмики» |
Развитие тактильной чувствительности, снятие психического напряжения. |
|
|
8 |
«Отпечатки» |
Развитие тактильной чувствительности, снятие психического напряжения.. |
|
|
Ноябрь |
||||
1 |
«Фея Вежливость» |
Развитие навыков общения, формирование чувств эмпатии и доброжелательности |
- упражнение «Знакомство с Феей Вежливость»;
- ритуал прощания. |
|
2 |
«Семь Симеонов» |
Понимание своих талантов, позитивное отношение к своим творческим способностям |
- упражнение «Я и мои таланты»; - ритуал прощания. |
|
3 |
«Комплименты» |
Развитие навыков общения, развитие способности видеть свои положительные качества |
- упражнение «Комплименты»; - свободная игра с песком - ритуал прощания. |
|
4 |
«Азбука настроения» |
Формирование основ эмоционального интеллекта |
- упражнение «Я и мое настроение»; - ритуал прощания. |
|
5 |
«Вверх-вниз» |
Развитие зрительно- моторной координации, воображения, развитие речи, произвольного внимания и памяти. |
|
|
6 |
«Волшебный театр на песке» |
Развитие творческого потенциала, зрительной и слуховой памяти. |
|
сказочных героев. |
7 |
«Мы едем в гости» |
Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». |
|
деревьев, домов, заборов; - музыка природы. |
8 |
Мы рисуем, что хотим. |
Развитие фантазии, интереса к экспериментированию Снятие эмоционального напряжения |
|
|
Декабрь |
||||
1 |
«Космическое путешествие» |
Развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем мире. Развитие тактильной чувствительности, воображения. |
|
|
2 |
Маленькой елочке холодно зимой. |
Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Эмоциональный комфорт. Релаксация. |
|
|
3 |
«Песочный круг» |
Развитие зрительного и тактильного восприятия. |
|
|
4 |
«Медитация на песке» |
Развитие тактильной чувствительности, воображения, детского творчества, релаксация. |
|
|
5 |
«Печём новогоднее печенье» |
Развитие зрительно- моторной координации, тактильно- кинестетической чувствительности, моторики рук, внимательности. |
|
|
6 |
«Рисуем Фантазию» |
Развитие воображения, развитие зрительно- моторной координации, снятие эмоционального напряжения |
|
|
7 |
«Разноцветный песок» |
Развитие тактильной чувствительности, расширение знаний о свойствах песка, релаксация. |
- ритуал приветствия;
|
- красочная игрушка-кукла;
|
8 |
«Новогодние чудеса» |
Развитие зрительно- моторной координации, воображения, развитие речи, произвольного внимания и памяти, формирование личностных ценностей |
- ритуал приветствия;
|
- красочная игрушка-кукла;
|
Январь |
||||
1 |
«Мои успехи» |
Развитие зрительно - моторной координации, речи, формирование личностных ценностей, развитие способности осознавать свои успехи и достижения |
|
|
2 |
«Что меня печалит, что радует» |
Развитие эмоционального интеллекта - понимания своих чувств и окружающих, дружелюбное отношение к сверстникам. |
|
|
3 |
«Что меня печалит, что радует» (продолжение) |
Развитие эмоционального интеллекта - понимания своих чувств и окружающих, дружелюбное отношение к сверстникам. |
|
|
4 |
«Иногда я боюсь» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят») |
Коррекция страхов и тревоги, снятие психофизического напряжения |
|
|
5 |
«Победитель злости» |
Снятие эмоционального напряжения, агрессии. |
|
|
6 |
Лабиринты для «непослушных страхов детей». |
Коррекция страхов и тревоги, снятие психофизического напряжения |
|
|
7 |
Игра-занятие «Песочный сад» |
Проигрывание психотравмирующей ситуации, снятие эмоционального напряжения. |
|
|
8 |
Игра-занятие «Песочный детский сад» (Закрепление коррекционного эффекта) |
Проигрывание психотравмирующей ситуации, снятие эмоционального напряжения. |
|
|
Февраль |
||||
1 |
«Мои любимые животные из сказок» |
Совершенствовать умения в рисовании. Развитие памяти, воображения. |
|
|
2 |
«Сказочный салат» |
Развитие памяти, воображения, речи, развитие зрительно- моторной координации |
|
|
3 |
«Мои ладошки» |
Упражнять в технике рисования пальчиками, развитие тактильной перцепции |
|
|
4 |
«Подарок для папы» |
Развитие воображения, речи, развитие зрительно- моторной координации в изобразительной деятельности |
|
|
5 |
«Божьи коровки на лужайке» |
Упражнять в технике рисования пальчиками, развитие тактильной перцепции |
|
|
6 |
«Теремок» |
Развитие креативных способностей, мышления, мелкой моторики рук. |
|
|
7 |
«Многоцветный мир» |
Знакомство детей с техникой рисования акварелью (по-сырому), развитие творческих способностей детей. |
- ритуал прощания. |
|
8 |
«Мандарин» |
Развитие тактильного осязания, развитие ассоциативного мышления и творческих способностей |
|
|
Март |
||||
1 |
«Мамин день» |
Развитие эмоционального интеллекта – осознание своих чувств. Воспитание эстетического восприятия. |
|
|
2 |
«Дорисуй картинку» |
Совершенствование умения свободно экспериментировать с песком, развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения. |
|
|
3 |
«Приятные слова» |
Развитие коммуникативных навыков |
|
|
4 |
«Иван-Царевич и Серый Волк» |
Формирование ценностных ориентиров, понимание своих важных индивидуальных качеств |
|
|
5 |
«Иван-Царевич и Серый Волк» (продолжение) |
Формирование ценностных ориентиров, понимание своих важных индивидуальных качеств |
|
|
6 |
«Я тебя запомнил» |
Развитие тактильной чувствительности, памяти, воображения, творческих способностей. |
|
|
7 |
«Добрая и злая кошка» |
Снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций |
|
|
8 |
«Кто к нам приходил» |
Развитие зрительного и тактильного восприятия . |
упражнение «кто к нам в гости приходил» - ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом меняются местами
- ритуал прощания. |
|
Апрель |
||||
1 |
Сказка «Репка» |
Учить детей говорить приятное друг другу, регуляция мышечного напряжения |
|
|
2 |
«Мое настроение» |
Развитие эмоционального интеллекта: умение определять свое эмоциональное состояние и собеседника |
|
|
3 |
«Пасхальные яйца» |
Упражнять в технике рисования пластилином. Развитие тактильной чувствительности, воображения, творческих способностей |
|
|
4 |
«Волшебная палочка» |
Развитие креативных способностей, формирование уверенного поведения |
|
|
5 |
«Цветочная поляна» |
Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (монотипия). Развитие творческих способностей |
|
- красочная игрушка-кукла; - световой стол |
6 |
«Рисуем музыку» |
Развитие воображения, способность выражать свои мысли и чувства |
|
|
7 |
«Пальчиковые игры на тему сказок» |
Развитие тактильной чувствительности, памяти, воображения, творческих способностей. |
|
|
8 |
«Мой талисман» |
Развитие креативных способностей, формирование уверенного поведения |
|
|
Май |
||||
1 |
«Внимательный наблюдатель» |
Развитие внимания, способности замечать настроение окружающих |
|
|
2 |
«Головоломка» |
Умение определять эмоции, развитие эмоционального интеллекта |
|
|
3 |
«Рецепт счастья» |
Развитие эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции |
|
|
4 |
«Победа над страхом» |
Развитие позитивных стратегий поведения |
|
|
5 |
«Победа над страхом (продолжение)» |
Развитие позитивных стратегий поведения |
|
|
6 |
«Защитник» |
Развитие эмоционального интеллекта, знакомство с позитивными стратегиями поведения в стрессовых ситуациях |
|
|
7 |
«Прощание с грустью» |
Развитие эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции |
|
|
8 |
«Мой любимый сказочный герой» |
Понимание своих личных качеств, умение взаимодействовать с другими |
|
|
3.Организационный раздел
3.1. Структура реализации образовательной деятельности.
Структура реализации образовательной деятельности
Год обучения |
Возрастная группа |
Всего учебных недель |
Количество часов |
Режим занятий |
1 год |
3-4 года |
34 |
68 |
2 раза в неделю по 15 минут |
1 год |
4-5 лет |
34 |
68 |
2 раза в неделю по 20 минут |
1 год |
5-6 лет |
34 |
34 |
1раз в неделю по 25 минут |
1 год |
6-7 лет |
34 |
34 |
1 раз в неделю по 30 минут |
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы, необходимое оборудование:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик.
Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Если заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.
2. Пластмассовые подносы с песком, кинетический цветной песок.
3. Чистый, просеянный песок.
Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».
4. Столы: один для подноса с песком, второй для расположения коллекции миниатюрных фигур.
5. Рабочее пространство: отдельная зона песочной терапии в кабинете методиста
6. Различные формочки для создания композиций
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см).
В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи, животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.), транспорт (наземный, водный, космический, и др.), растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.), естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.), сказочные герои (злые и добрые), бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки), пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
8. Наборы «Насекомые», «Динозавры», «Птичий двор», «Дикие и домашние животные», шары, скалки, скребки, кисти и др.
9. Музыкальный центр, книги, иллюстрации, альбомы.
-
- Правила безопасности и санитарно-гигиенические требования:
Песочница.
Оптимальный размер песочницы 50см×70см×8 см. Для групповой работы размер ящика может быть 1м×1,40м×10 см. Материал – древесина.
Дно и внутренние стороны ящика должны быть выкрашены в светло-синий тон, что символизирует воду и небо. Песок должен быть очищенным, не слишком мелким, т. к. это дает много пыли. Песок должен занимать 1/3 песочницы.
Песок для песочницы.
В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы. Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок. Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного. Песок может быть цветным. В работе возможно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой, так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой.
Коллекция миниатюрных объектов.
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента. Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы ребенок мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции. В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда. Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть: большие и крошечные; бесцветных и ярких цветов; прозрачные и непрозрачные; сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.
Правила поведения в сенсорной комнате: на занятии руки детей должны быть чистыми; не приглашаются на занятия дети с симптомами заболевания (насморк, кашель) или в состоянии болезни; запрещается проносить на занятие в комнату еду и напитки; а также запрещается причинение физического и морального вреда друг другу участниками занятий.
- Список литературы:
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд, испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2011
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок – 2-е изд., исп. И доп. – СПб.: Речь, 2021
- Грабенко Т.М. Просто о важном. Цикл книг. Серия третья «Герои проявляются»: игры, дошкольное и начальное образование. – Сергиев Посад: ООО «Все для вас – Сергиев Посад», 2017
- Грабенко Т.М. Просто о важном. Цикл книг. Серия вторая «Эмоциональная жизнь продолжается»: игры, дошкольное и начальное образование. – Сергиев Посад: ООО «Все для вас – Сергиев Посад», 2017
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», 2018
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - Речь, 2018
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - Речь, 2011
- Мастерская сказок для детей\ Т.Зинкевич-Евстигнеева, А.Зинкевич – Москва: Издательство АСТ, 2019
- Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - Просвещение, 2024 г.
- Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. - Феникс, 2018 г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://www.sandpictures.ru
- http://www.jlady.ru
- http://www.u-sovenka.ru
- http://www.vita-studia.com
- http://www.mc-art.ru
- http://nsportal.ru
Приложение 1
Мониторинг социально – педагогической направленности
«Волшебный песок» от 2-3 лет
Формы отслеживания результатов.
Мониторинг на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май – июнь месяц)
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Сенсорно – перцептивное развитие |
Развитие мелкой моторики |
Зрительное и тактильное восприятие |
Развитие речи |
||||
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
||
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
На начало года % |
|||||||||
На конец года % |
Мониторинг социально – педагогической направленности
«Волшебный песок» от 3-4 лет
Формы отслеживания результатов.
Мониторинг на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май – август месяц)
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Сенсорно – перцептивное развитие |
Развитие мелкой моторики |
Зрительное и тактильное восприятие |
Развитие речи |
||||
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
||
1 |
с |
н |
с |
н |
|||||
2 |
с |
н |
н |
с |
|||||
3 |
с |
н |
с |
н |
|||||
На начало года % |
|||||||||
На конец года % |
Мониторинг социально – педагогической направленности
«Волшебный песок» от 4-5 лет.
Формы отслеживания результатов.
Мониторинг на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май – август месяц)
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Взаимодействие, способность играть |
Развитие мелкой моторики |
Способность экспериментировать, интегрировать |
Развитие речи |
||||
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
||
1 |
с |
с |
н |
||||||
2 |
с |
с |
н |
||||||
3 |
н |
с |
с |
||||||
На начало года % |
|||||||||
На конец года % |
Мониторинг социально – педагогической направленности
«Волшебный песок» от 5-6 лет.
Формы отслеживания результатов.
Мониторинг на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май – август месяц)
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Взаимодействие, способность играть |
Развитие мелкой моторики |
Способность экспериментировать, интегрировать |
Развитие речи |
||||
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
||
1 |
с |
в |
с |
с |
|||||
2 |
с |
в |
с |
с |
|||||
3 |
с |
с |
в |
с |
|||||
На начало года % |
|||||||||
На конец года % |
Мониторинг социально – педагогической направленности
«Волшебный песок» от 6 – 7 лет.
Формы отслеживания результатов.
Мониторинг на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май – август месяц)
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Взаимодействие, способность играть |
Развитие мелкой моторики |
Гармонизация психоэмоционального развития |
Интеллектуальная сфера, формирование позиций персонажев |
||||
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
Начало |
Конец |
||
1 |
с |
с |
с |
с |
|||||
2 |
с |
с |
с |
с |
|||||
3 |
с |
с |
с |
с |
|||||
На начало года % |
|||||||||
На конец года % |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»