РИТМИКА
Ритмика – это изображение музыки в движениях. Она развивает музыкальные и танцевальные способности, мышечное чувство, координацию движений, ловкость, точность. Занятия ритмикой помогают малышам элементарно управлять своим телом.
Ритмика в силу своих особенностей выступает в музыкально-двигательном воспитании дошкольников в качестве содержательной основы обучения, на ранней ступени, помогающей укрепить здоровье детей, «настроить инструмент» (тело) и мысли на здоровый образ жизни.
Ритмические упражнение могут быть полезны не только для физического здоровья, но и для психического развития. Они помогают улучшить концентрацию внимания, развить память и логическое мышление. Регулярные занятия ритмикой способствуют развитию творческого мышления и воображения, а также повышению самодисциплины и ответственности.
Программа занятий
Пояснительная записка
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, 1 ю которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в 11ей музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
Ритмика на раннем этапе развития ребенка является действенным средством художественно-эстетического и физического развития детей.
Для дошкольников ритмика – это один из способов открытия, изучения и развития талантов, заложенных природой. Ритмические движения очень полезны. Они стимулируют умственное и эмоциональное развитие ребенка. Ритмика улучшает гибкость, тонус тела, развивает мускулы. Она помогает в формировании хорошей осанки, равновесия и координации. Ритмические движения лежат в основе детского танца. Танец же в свою очередь развивает уверенность и самоуважение. Занятия проходят в игровой форме.
Цель программы: развитие двигательных навыков дошкольников, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи программы:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
- развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости и пластичности;
- развитие творческого воображения и фантазии.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Мин. обр. науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях» 2.3/2.4.3590-20.
Планируемы результаты освоения программы.
Ребенок:
- проявляет активный интерес к хореографическому искусству;
- сформированы личностные качества (трудолюбие, толерантность, исполнительность и т.д.) в компетенции личностного самосовершенствования;
- сформирована самооценка и самоуважение.
- владеет коммуникативными и информационными умениями (подобрать, монтировать музыкальное сопровождение для творческой хореографической постановки): проявляет творческие способности и способности к самоорганизации в постановке хореографических номеров;
- владеет исполнительскими техниками;
- сформировано понимание особенностей и характера хореографических постановок в коммуникативной компетенции;
- проявляют артистизм исполнения в компетенции личностного самосовершенствования (выразительность исполнения танцевального репертуара).
- владеет навыками постановки танцевальных номеров и композиций, импровизации.
Данная программа основана на программе Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) и является дополнением в направлении художественно-эстетического развития.
Реализация программы рассчитана на 2 года: 144 занятия по одному академическому часу. Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми 4-6 лет. Количество учебных часов в месяц – 16 часов.
Учебно-методический план
Раздел |
Кол-во часов |
Введение в мир Ритмики |
8 |
Основные танцевальные позиции (рук, ног), позиции в паре |
24 |
Волшебная линия танца |
24 |
Детские танцы |
16 |
Народные танцы |
24 |
Бальные танцы (латино-американские) |
24 |
Бальные танцы (европейские) |
24 |
Содержание программы
Методические аспекты освоения программы. Общие теоретические понятия. В течение всего курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- позиция ног;
- позиция рук;
- позиции в паре;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Общеразвивающие упражнения для детей 4-6 лет.
Движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца:
- на носках/каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом/спиной;
- бег с подскоками;
- галоп;
- перестроениями (хоровод, шахматы, змейка, круг).
Разминка.
Проводится на каждом занятии в виде «статического танца» под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и повышает интерес к занятиям. Задача разминки – развитие координации, памяти и внимания. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц. Общая продолжительность разминки – 10-15 минут. Нагрузка регулируется от степени подготовленности детей, их индивидуальных качеств и возраста.
Изучаемые танцы (элементы).
Танцы развивают чувство ритма, координацию движений и умение двигать под музыку. Улучшается память, внимание и внутренняя организация в раннем дошкольном возрасте. Изучаются основные движения и вариации следующих танцев: «Утята», «Вару-Вару», «Рилио», «Полька», «Диско». Включаются также основы европейских и латиноамериканских танцев: «Фигурный вальс», «Медленный вальс», «Ча-ча-ча», «Джайв».
Рабочий план на один урок
№ |
Перечень основных фигур |
Время |
|
1 |
Построение и поклон |
4 |
|
2 |
Общая физическая подготовка. Общие развивающие упражнения на месте |
Ходьба |
2 |
Упражнения в беге |
3 |
||
3 |
Специализированная физическая подготовка |
Упражнения на баланс |
2 |
Упражнения на растяжку |
2 |
||
Упражнения на силу стоп |
2 |
||
Упражнения на руки |
2 |
||
4 |
Техническая подготовка |
Изучение отдельных движений танца |
5 |
Танец под счет |
4 |
||
Танец под музыку |
4 |
||
5 |
Поклон |
30 |
Условия реализации программы
Зал оснащен:
- гимнастическими ковриками;
- музыкальным оборудованием;
- записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Костюмерная.
Список литературы:
- Бальные танцы /А. Мур. Пер. с англ. С.Ю. Бардиной.- М:ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Астрель»,2014.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика 3: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — Издание переработанное и дополненное в соответствии с ФГТ— СПб.: ЛОИРО, 2012.
- Дрожжина, Е.Ю., Снежкова, М.Б. Обучение детей танцам в детском саду // Дошкольное образование. - № 14. - 2011.
- Заикин Н.И.,Заикина Н.А. Русский народный танец.Часть 1.Орел, 2014.
- Золотарев В. Шагают девочки и мальчики: Музыка и движение. -М.-2013г.
- Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин». Учебно – методическое пособие – Киров; КИПК и ПРО, 2010.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»