РИТМИКА

Музыкальный руководитель Щукина Милена Юрьевна.
Музыкальный руководитель
Щукина Милена Юрьевна

Ритмика – это изображение музыки в движениях. Она развивает музыкальные и танцевальные способности, мышечное чувство, координацию движений, ловкость, точность. Занятия ритмикой помогают малышам элементарно управлять своим телом.


      Ритмика в силу своих особенностей выступает в музыкально-двигательном воспитании дошкольников в качестве содержательной основы обучения, на ранней ступени, помогающей укрепить здоровье детей, «настроить инструмент» (тело) и мысли на здоровый образ жизни.

    Ритмические упражнение могут быть полезны не только для физического здоровья, но и для психического развития. Они помогают улучшить концентрацию внимания, развить память и логическое мышление. Регулярные занятия ритмикой способствуют развитию творческого мышления и воображения, а также повышению самодисциплины и ответственности.

Программа занятий

Пояснительная записка

Ритмика – один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а раз­нообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, 1 ю которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в 11ей музыкально-ритмические задания сочетались с ритмически­ми упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритми­ке Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Ритмика на раннем этапе развития ребенка является действенным средством художественно-эстетического и физического развития детей.

Для дошкольников ритмика – это один из способов открытия, изучения и развития талантов, заложенных природой. Ритмические движения очень полезны. Они стимулируют умственное и эмоциональное развитие ребенка. Ритмика улучшает гибкость, тонус тела, развивает мускулы. Она помогает в формировании хорошей осанки, равновесия и координации. Ритмические движения лежат в основе детского танца. Танец же в свою очередь развивает уверенность и самоуважение. Занятия проходят в игровой форме.

Цель программы: развитие двигательных навыков дошкольников, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи программы:

  1. развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  2. развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
  3. развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости и пластичности;
  4. развитие творческого воображения и фантазии.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Мин. обр. науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях» 2.3/2.4.3590-20.

Планируемы результаты освоения программы.

Ребенок:

- проявляет активный интерес к хореографическому искусству;

- сформированы личностные качества (трудолюбие, толерантность, исполнительность и т.д.) в компетенции личностного самосовершенствования;

- сформирована самооценка и самоуважение.

- владеет коммуникативными и информационными умениями (подобрать, монтировать музыкальное сопровождение для творческой хореографической постановки): проявляет творческие способности и способности к самоорганизации в постановке хореографических номеров;

- владеет исполнительскими техниками;

- сформировано понимание особенностей и характера хореографических постановок в коммуникативной компетенции;

- проявляют артистизм исполнения в компетенции личностного самосовершенствования (выразительность исполнения танцевального репертуара).

- владеет навыками постановки танцевальных номеров и композиций, импровизации.

Данная программа основана на программе Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) и является дополнением в направлении художественно-эстетического развития.

Реализация программы рассчитана на 2 года: 144 занятия по одному академическому часу. Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми 4-6 лет. Количество учебных часов в месяц – 16 часов.

Учебно-методический план

Раздел

Кол-во часов

Введение в мир Ритмики

8

Основные танцевальные позиции (рук, ног), позиции в паре

24

Волшебная линия танца

24

Детские танцы

16

Народные танцы

24

Бальные танцы (латино-американские)

24

Бальные танцы (европейские)

24

Содержание программы

Методические аспекты освоения программы.    Общие теоретические понятия. В течение всего курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиция ног;
- позиция рук;
- позиции в паре;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.

 Общеразвивающие упражнения для детей 4-6 лет.

         Движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца:

- на носках/каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом/спиной;
- бег с подскоками;
- галоп;
- перестроениями (хоровод, шахматы, змейка, круг).

        Разминка.

Проводится на каждом занятии в виде «статического танца» под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и повышает интерес к занятиям. Задача разминки – развитие координации, памяти и внимания. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц. Общая продолжительность разминки – 10-15 минут. Нагрузка регулируется от степени подготовленности детей, их индивидуальных качеств и возраста.

Изучаемые танцы (элементы).

Танцы развивают чувство ритма, координацию движений и умение двигать под музыку. Улучшается память, внимание и внутренняя организация в раннем дошкольном возрасте. Изучаются основные движения и вариации следующих танцев: «Утята», «Вару-Вару», «Рилио», «Полька», «Диско». Включаются также основы европейских и латиноамериканских танцев: «Фигурный вальс», «Медленный вальс», «Ча-ча-ча», «Джайв».

Рабочий план на один урок

Перечень основных фигур

Время

1

Построение и поклон

4

2

Общая физическая подготовка. Общие развивающие упражнения на месте

Ходьба

2

Упражнения в беге

3

3

Специализированная физическая подготовка

Упражнения на баланс

2

Упражнения на растяжку

2

Упражнения на силу стоп

2

Упражнения на руки

2

4

Техническая подготовка

Изучение отдельных движений танца

5

Танец под счет

4

Танец под музыку

4

5

Поклон

30

Условия реализации программы

Зал оснащен:

- гимнастическими ковриками;

- музыкальным оборудованием;

- записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Костюмерная.

Список литературы:

  1. Бальные танцы /А. Мур. Пер. с англ. С.Ю. Бардиной.- М:ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Астрель»,2014.
  2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика 3: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — Издание переработанное и дополненное в соответствии с ФГТ— СПб.: ЛОИРО, 2012.
  3. Дрожжина, Е.Ю., Снежкова, М.Б. Обучение детей танцам в детском саду // Дошкольное образование. - № 14. - 2011.
  4. Заикин Н.И.,Заикина Н.А. Русский народный танец.Часть 1.Орел, 2014.
  5. Золотарев В. Шагают девочки и мальчики: Музыка и движение. -М.-2013г.         
  6. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин». Учебно – методическое пособие – Киров; КИПК и ПРО, 2010.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie