ЮНЫЙ ХУДОЖНИК
Рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.Программа занятий
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
- настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи:
- осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
- стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
Программа дополнительного образования студии изобразительной деятельности «Юный художник» в БДОУ г. Омска "Детский сад № 339 общеразвивающего вида" разработана на основе парциальной программы по изобразительному искусству Погодиной С.В. «Шаг в искусство», в соответствии со следующими нормативными документами:
· Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;
· Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;
· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях» 2.3/2.4.3590-20.
Планируемые результаты.
Ребенок:
Различает произведения искусства (живопись, графика, народное декоративное искусство, скульптура).
Изображает отдельные предметы (с натуры и по воображению), простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирает различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Знает и использует различные техники рисования.
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Составляет узоры из разных форм и геометрических фигур.
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников
Методологическую основу программы составили работы Седова Е.М., Киселева С.Л., Колдина Д.Н. Дубровской И.В и др. учёных педагогов. Направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и духовно-нравственного воспитание личности.
Срок реализации программы – 2 года. Обучение рассчитано ежегодно на 34 учебных недели, общее количество учебных часов в год – 68. Количество учебных часов в месяц составляет 8 часов.
Учебно-тематический план / содержание программы
Старшая группа
Тема занятия (техника рисования) |
Программное содержание |
Оборудование |
Вводное занятие. Осенний лес 1,2 занятия |
Познакомить со свойствами различных художественных материалов, вызвать интерес к изобразительному искусству |
Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши |
Гроздь винограда 3,4 занятия |
Познакомить с работой соленым тестом. Создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. |
Различные овощи, соленое тесто, Гуашь, картон, цветной клей. |
Осень на опушке краски разводила 1,2 занятия |
Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. |
Листы формата А3, листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты. |
Портрет друга 3,4 занятия |
Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. |
Стекла форматом А4 с обработанными краями; маркеры; канцелярский клей с узким носиком; вазочки с цветным песком; белые листы бумаги размером ½ альбомного листа; салфетки для рук |
Ветка рябины 5,6 занятия |
Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. |
Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти. |
Ночной город 7,8 занятие |
Познакомиться со свойствами и особенностями Яблони в цвету материал ов |
Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. |
Сказочная птица 1,2 занятие |
Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. |
Бумага, краски, простые карандаши кисти |
Маски из бумажных тарелок 3,4 занятие |
Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. |
Бумага, краски, простые карандаши кисти, поролон. |
Ожившие предметы 5,6 занятие |
Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы фломастерами |
Бумага простой карандаш фломастеры |
Первый снег 7,8 занятие |
Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Лист формата А4 тёмно- голубого, тёмно – серого, фиолетового цветов, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации. |
Шишки на ветке 1,2 занятие |
Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость |
Тонированные желтые листы бумаги, гуашь, фото и эскизы, жесткая кисть, простой карандаш. |
Мои любимые снежинки 3,4 занятие |
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. |
Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
Дерево колдуньи (фантазия) рисование + аппликация 5,6 занятие |
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать творческую фантазию. |
Цвет бумага, краски, бумага, клей |
Елочная игрушка 7,8 занятие |
Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. |
Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки. |
Медвежонок 1,2 занятие |
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. |
Чёрная и цветная тушь, листы бумаги, клейстер. |
Узор на разделочной доске (городецкая роспись). 3,4 занятие |
Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. |
Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти. |
Снегири 1,2 занятие |
Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок. Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетические чувства |
Кисть, акварель, салфетка |
Валентинка, Роспись по тесту 3,4 занятие |
Учить рисовать готовые заготовки «Валентинок». Развивать чувство композиции, ритма |
Готовые заготовки в виде сердца. Изображения открыток - «Валентинок», эскизы. Гуашь, палитра. |
Открытка для папы 5,6 занятие |
Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма. |
Лист формата А3 (с приклеенными танками, машинами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, танки, машинки или иллюстрации, эскизы. |
Пингвины на льдинах 7,8 занятие |
Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятия о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. |
Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации. |
Подснежник Для мамы 1,2 занятие |
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. |
Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
Укрась вазу для цветов 3,4 занятие |
Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. |
Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
Чудесные платки 7,8 занятие |
Познакомить с Павлово – посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павлово - посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. |
Чёрная бумага (20*20 см), пастель или гуашь, павло - посадские платки, эскизы. |
Сирень. Совмещение техник 7,8 занятие |
Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие. |
Тонированная бумага, гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев) |
Звездное небо 1,2 занятие |
Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техник. |
Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жёсткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации. |
Золотая рыбка. 3,4 занятие |
Уточнять знания детей о подводном мире. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, водным жителям, водорослям. |
Гуашь, кисточки, 5-7 см бельевой резинки, лист бумаги, клей ПВА, кисточка для клея, сахар, черный фломастер.. |
Чудо букет 5,6 занятие |
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипия. |
Бумага формата А3, А4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы. |
В гостях у народных мастеров. 3,4 занятие |
Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. |
Народные изделия, бумага, карандаши, краски, Шаблон ложка. |
Цветы небывалой красоты 1,2 занятие |
Учить детей составлять несложную композицию из цветов, листьев. Закреплять навыки основных цветов и оттенков. |
Штампы из мятой бумаги, краски, кисти, ткань хлопчатобумажная |
Капитошка 3,4 занятие. |
Учить рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию. |
Жидкое мыло, миска, графин с водой, гуашь, трубочка, ложка, масляные карандаши, тонированный лист бумаги |
Итоговая выставка рисунков. |
Рассмотреть с детьми рисунки. Изготовление паспорту |
Рисунки детей за год |
Подготовительная группа
Тема занятия (Техника рисования) |
Программное содержание |
Оборудование |
Осенний клен (Оттиск листьев и выдувание) / Изображение Веточки 1 занятие |
Познакомить со свойствами различных худ. материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам выдувания |
Различные виды бумаги, краски, трубочки. . |
Волшебное дерево 2,3 занятие |
Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового |
Бумага, краски, поролон. |
Натюрморт арбуз С натуры 1,2 занятие |
Учить рисовать на картоне, не выходя за контур. Создавать натюрморт |
Картон, карандаши гуашь |
Мухоморы (Лепка из соленого теста) 3,4 занятия |
Учить работать с тестом теста. Создавать образ гриба. |
Соленое тесто, картон, кисти, клей |
Мой любимый дом (Диатипия) 5,6 занятие |
Учить детей рисовать при помощи техники диатипии (накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой) наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе |
Бумага А3, картон, гуашь, кисть, деревянные палочки |
Осенние пейзажи (рисование по сырому с помощью оттиска) 7,8 занятие |
Формировать умение отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Краска, Бумага акварельная, кисти |
Кони расписные 1,2 занятие |
Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти |
Платок для мамы (ниткография) 3,4 занятие |
Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным. |
Бумага А4, гуашь, нитки |
Барашек в технике квиллинг 5,6 занятие |
Познакомить с новой техникой. Учить скатывать полосочки без загиба |
Цветная бумага, клей, картон, краски, кисть. |
Маленькие камешки Рисование на камешках |
Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию |
Камни, гуашь, кисти. |
Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) 1,2 занятие |
Продолжать формировать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создание тона с помощью акварели. |
Восковые мелки, краски, бумага |
Ложка Хохломская Роспись 3,4 занятие |
Продолжать знакомить с хохломской росписью. Повторять основные элементы - завитки. |
Карандаши, бумага, краски, кисти. |
В подводном мире (рисование жидким тестом) 5,6 занятие |
Совершенствовать умение рисовать жидким тестом, чувство композиции. |
Жидкое тесто, бумага, краски, кисти, картон |
Зимние Узоры в городе Мелками на гуаши 7,8 занятие |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
бумага, карандаши, краски, мелки |
Белый медведь 1,2 занятие |
Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству. Научиться работать с новыми худ. материалами. Быть аккуратным и внимательным и не выходить на контур рисунка |
Заранее нарисован- ный белый медведь, вата, клей, фломастеры. |
Белая береза Рисование крупой 3,4 занятие |
Познакомить со свойствами различных худ. материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству. Научиться работать с новыми худ. материалами. Быть аккуратным и внимательным и не выходить на контур рисунка |
Заранее нарисованная белая береза, крупа, клей. |
Кракле с декупажем Карандашница 1,2 занятие |
Познакомить с новым видом аппликации. Умение составлять композицию из мелких частей |
Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации, яичная скорлупа, клей, салфетки |
Папин подарок Оригами галстук 5 занятие |
Развивать наглядно-образное мышление, умение логически выстроить дальнейшее действие |
Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры |
Фоторамка Цветы из яичных лотков 7,8 занятие |
Научить наносить четко по нарисованному контуру клей. Научить аккуратности, внимательности |
Краски, бумага, кисти, фоторамка, яичные лотки |
Букет для мамы в вазе 1,2 занятие |
Раскрасить детали рисунка не заходя за контур работы. Вызвать положительные эмоции у детей. |
Краски, кисти бумага, кисти |
Вазочка Роспись гуашевыми красками в технике «витраж», украшение бусинками 3,4 занятие |
Формировать умение декорировать посуду в технике «витраж» и бусинами по образцу |
Вазочка, гуашевые краски, кисти, бусинки, клей ПВА |
Коллективная работа Веточка вербы аппликация из салфеток с помощью скатывания 5,6 занятие |
Формировать умение Скатывать салфетки в шарик, располагать на листе бумаги. Знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета. Продолжаем подготовку руки к письму. |
Бумага, салфетки, карандаши, клей |
Вишня в цвету (пластилинография) 7,8 занятие |
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать пластилин для повышения выразительности рисунка. Смешивание цветов. |
Краски, бумага, карандаши, пластилин |
Праздничный салют граттаж 1,2 занятие |
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Краски, кисти, бумага, свеча, клей, стеки |
Роспись на ткани Батик Бандана 3,4 занятие |
Формировать умение подготавливать ткань для работы, наносить рисунок по трафарету |
Ткань, краски, кисти, клей. |
Бабочки на одуванчиках Монотипия + набрызг 5,6 занятие |
Развивать воображение, творчество. Совершенствовать умения в техниках, Вызвать интерес к рисованию, стремление |
акварель, кисти, бумага |
Божья коровка 7 занятие |
Развивать чувство композиции, упражнять в вырезании плавных линий |
кисть, бумага цветная, ножницы, клей |
Бусы из фетра 8 занятие |
Обучение детей изготовлению бус из фетра и раскрашивание бусин. Развитие фантазии. |
Фетр, ножницы, иголка, нитки |
Итоговая выставка рисунков |
Рассмотреть с детьми рисунки. |
Детские рисунки |
Контрольно-оценочные средства
Педагогическая диагностика (мониторинг).
Общие показатели развития детского творчества.
- Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
- Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
- Успешная реализация творческих замыслов;
- Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
- Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
- Планирование работы;
- Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству
Условия реализации программы
Помещение изостудии.
Перечень основного оборудования:
1. Ростовая мебель по количеству детей
2. Доска магнитная – 1 шт.
3. Мольберты – 5 шт.
4. Художественные материалы:
- краски акварельные – 25 шт.
- краски гуашь – 25 шт.
- набор цветных карандашей – 25шт.
- стакан – непроливайка – 25 шт.
- кисти № 2 – 25 шт.
- кисти № 6 – 25 шт.
- простой карандаш – 25 шт.
- альбом для рисования (24 листа формата А4) – 25шт.
- набор цветной бумаги – 25шт.
- пластилин – 25 шт.
- картон белый – 25 шт.
- восковые мелки – 25 шт.
- вата – 25 уп.
- крупа разная – 2 кг
- сахар – 2 кг
- тушь – 2 набора
- бусинки (бисер) – 5 наборов
- салфетки бумажные – 25 шт.
- нитки № 40 – 10 шт.
- ткань – 10 м
- фетр – 10 уп.
- деревянные палочки – 25 шт.
- поролон – 2 м
- трубочки – 25 шт.
- жидкое мыло – 10 шт.
- резинка бельевая – 10 м
- клей ПВА – 25 шт.
- листы формата А3 – 50 шт.
- трафареты различные – 10 шт.
- стекло формата А4 – 25 шт.
- набор цветного песка – 25 шт.
- поршни от шприцов – 25 шт.
- яичные лотки из картона – 25 шт.
- свечи – 25 шт.
5. Демонстрационный материал:
- овощи
- ветки рябины
- иллюстрации
- елочка
-елочные игрушки
- открытки «Валентинка»
- засушенные листья
- камешки
- образцы изделий народных промыслов
6. Проектор -1шт.
Список литературы
- Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. ФГОС. - М.: ВАКО, 2015
- Седова Е. М. , Сайганова Т. И. и др. Занятия по рисованию с дошкольниками.- М.: Сфера, 2017
- Киселева С.Л. Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности. Методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2016
- Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2013
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Планирование конспекты занятий/. – СПб.: КАРО, 2016
- Дубровская Н.В. Цвет творчества. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет. Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей. ФГОС. - М.: Детство-пресс, 2019
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»