ЮНЫЙ ХУДОЖНИК

Воспитатель первой категории Коваленко Наталья Сергеевна.
Воспитатель первой категории
Коваленко Наталья Сергеевна

Рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

     Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

  Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

  Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

Программа занятий

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

  • настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства;
  2. прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
  3. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  4. воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
  5. стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Программа дополнительного образования студии изобразительной деятельности «Юный художник» в БДОУ г. Омска "Детский сад № 339 общеразвивающего вида" разработана на основе парциальной программы по изобразительному искусству Погодиной С.В. «Шаг в искусство», в соответствии со следующими нормативными документами:

· Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;

· Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях» 2.3/2.4.3590-20.

Планируемые результаты.

Ребенок:

Различает произведения искусства (живопись, графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Изображает отдельные предметы (с натуры и по воображению), простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирает различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Знает и использует различные техники рисования.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Составляет узоры из разных форм и геометрических фигур.

Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников

Методологическую основу программы составили работы Седова Е.М., Киселева С.Л., Колдина Д.Н. Дубровской И.В и др. учёных педагогов. Направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и духовно-нравственного воспитание личности. 

Срок реализации программы – 2 года. Обучение рассчитано ежегодно на 34 учебных недели, общее количество учебных часов в год – 68. Количество учебных часов в месяц составляет 8 часов.

Учебно-тематический план / содержание программы

Старшая группа

Тема занятия

(техника рисования)

Программное содержание

Оборудование

Вводное занятие. Осенний лес

1,2 занятия 

Познакомить со свойствами различных художественных материалов, вызвать интерес к изобразительному искусству

Различные виды бумаги,

краски,

цвет карандаши

Гроздь винограда

3,4 занятия

Познакомить с работой соленым тестом. Создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок.

Различные

овощи, соленое тесто,

Гуашь, картон, цветной клей.

Осень на опушке краски разводила

1,2 занятия

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Листы формата А3, листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты.

Портрет друга

3,4 занятия

Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Учить использовать для рисования цветной песок.
Закрепить знание техники безопасности при работе со стеклом, канцелярским клеем, песком.

Стекла форматом А4 с обработанными краями; маркеры; канцелярский клей с узким носиком; вазочки с цветным песком; белые листы бумаги размером ½ альбомного листа; салфетки для рук

Ветка рябины

5,6 занятия

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для   листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти.

Ночной город

7,8 занятие

Познакомиться со свойствами и особенностями  Яблони  в цвету материал ов

Силуэты зонтов,

краски,

трафареты

узоров, поролон,

гуашь.

Сказочная птица

1,2 занятие

Познакомить с техникой

рисования с помощью

руки. Развивать

пространственное мышление, воображение, фантазию.

Бумага, краски,

простые

карандаши

кисти

Маски из бумажных тарелок

3,4 занятие

Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать

отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.

Бумага, краски,

простые

карандаши

кисти, поролон.

Ожившие предметы

5,6 занятие

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы фломастерами

Бумага простой карандаш фломастеры

Первый снег

7,8 занятие

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить   умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 тёмно- голубого, тёмно – серого, фиолетового цветов, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации.

Шишки на ветке

1,2 занятие

Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость

Тонированные желтые листы бумаги, гуашь, фото и эскизы, жесткая кисть, простой карандаш.

Мои любимые снежинки

3,4 занятие

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение   смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

Дерево

колдуньи

(фантазия)

рисование +

аппликация

5,6 занятие

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать творческую фантазию.

Цвет бумага,

краски, бумага,

клей

Елочная игрушка

7,8 занятие

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.

Медвежонок

1,2 занятие

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Чёрная и цветная тушь, листы бумаги, клейстер.

Узор на разделочной доске (городецкая роспись).

3,4 занятие

Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти.

Снегири

1,2 занятие

Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок. Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетические чувства

Кисть, акварель, салфетка

Валентинка,

Роспись по тесту

3,4 занятие

Учить рисовать готовые заготовки «Валентинок». Развивать чувство композиции, ритма

Готовые заготовки в виде сердца. Изображения открыток - «Валентинок», эскизы. Гуашь, палитра.

Открытка для папы

5,6 занятие

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма.

Лист формата А3 (с приклеенными танками, машинами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, танки, машинки или иллюстрации, эскизы.

Пингвины на льдинах

7,8 занятие

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятия о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей   за прошлые годы, иллюстрации.

Подснежник

Для мамы

1,2 занятие

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

Укрась вазу для цветов

3,4 занятие

Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

Чудесные платки

7,8 занятие

Познакомить с Павлово – посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павлово - посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Чёрная бумага (20*20 см), пастель или гуашь, павло - посадские платки, эскизы.

Сирень. Совмещение техник

7,8 занятие

Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев)

Звездное небо

1,2 занятие

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании   с помощью данной техник.

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жёсткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

Золотая рыбка.

3,4 занятие

 Уточнять знания детей о подводном мире. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, водным жителям, водорослям.

Гуашь, кисточки, 5-7 см бельевой резинки, лист бумаги, клей ПВА, кисточка для клея, сахар, черный фломастер..

Чудо букет

5,6 занятие

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипия.

Бумага формата А3, А4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы.

В гостях у

народных

мастеров.

3,4 занятие

Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и

навыки о новой технике.

Народные

изделия, бумага,

карандаши,

краски,

Шаблон ложка.

Цветы небывалой красоты

1,2 занятие

Учить детей составлять несложную  композицию из цветов, листьев. Закреплять навыки  основных цветов и оттенков.

Штампы из мятой

бумаги, краски,

кисти, ткань хлопчатобумажная

Капитошка

3,4 занятие.

Учить рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию.

Жидкое мыло, миска, графин с водой, гуашь, трубочка, ложка, масляные карандаши, тонированный лист бумаги

Итоговая

выставка

рисунков.

Рассмотреть с детьми рисунки. Изготовление паспорту

Рисунки детей

за год

Подготовительная группа

Тема занятия

(Техника рисования)

Программное содержание

Оборудование

Осенний клен

(Оттиск листьев и выдувание) /

Изображение

Веточки

1 занятие

Познакомить со свойствами различных худ. материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам выдувания

Различные

виды

бумаги,

краски, трубочки.

.

Волшебное дерево

2,3 занятие

Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового

Бумага,

краски,

поролон.

Натюрморт

арбуз

С натуры

1,2 занятие

Учить рисовать на картоне, не выходя за  контур. Создавать натюрморт

Картон,

карандаши

гуашь

Мухоморы

(Лепка из соленого

теста)

3,4 занятия

 Учить работать с тестом теста. Создавать образ гриба.

Соленое тесто, картон, кисти, клей

Мой любимый дом

(Диатипия)

5,6 занятие

Учить детей рисовать при помощи  техники диатипии  (накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой) наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе

Бумага А3, картон,

гуашь, кисть,

деревянные палочки

Осенние

пейзажи

(рисование по

сырому с помощью оттиска)

7,8 занятие

Формировать умение

отражать особенности

изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные

изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение

работать в разных

техниках.

Краска,

Бумага акварельная,

кисти

Кони

расписные

1,2 занятие

Закрепить умение

украшать дымковским

узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Фигурки

коня,

гуашь,

печатки,

кисти

Платок для мамы

(ниткография)

3,4 занятие

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

Бумага А4,

гуашь,

нитки

Барашек в технике квиллинг

5,6 занятие

Познакомить с новой техникой. Учить скатывать полосочки без загиба

Цветная бумага, клей, картон,

краски, кисть.

Маленькие камешки Рисование на камешках

Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию

Камни, гуашь, кисти.

Фруктовая

мозаика

(восковые

мелки,

акварель)

1,2 занятие

Продолжать формировать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке.

Упражнять в аккуратном закрашивании

изображений фруктов восковыми мелками, создание тона с помощью акварели.

Восковые

мелки,

краски,

бумага

Ложка

 Хохломская

Роспись

3,4 занятие

Продолжать знакомить с хохломской росписью. Повторять основные элементы - завитки.

Карандаши, бумага,

краски,

кисти.

В подводном

мире

(рисование

жидким тестом)

5,6 занятие

Совершенствовать умение рисовать жидким тестом, чувство композиции.

Жидкое тесто,

бумага,

краски,

кисти, картон

Зимние

Узоры в городе

Мелками на гуаши

7,8 занятие

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

бумага,

карандаши,

краски, мелки

Белый медведь

1,2 занятие

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству. Научиться работать с новыми худ. материалами. Быть аккуратным и внимательным и не выходить на контур рисунка

Заранее нарисован- ный белый медведь, вата, клей, фломастеры.

Белая береза

Рисование крупой

3,4 занятие

Познакомить со свойствами различных худ. материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству. Научиться работать с новыми худ. материалами. Быть аккуратным и внимательным и не выходить на контур рисунка

Заранее

нарисованная белая

береза,

крупа, клей.

Кракле с

декупажем

Карандашница

1,2 занятие

Познакомить с новым видом аппликации. Умение составлять композицию из мелких частей

Карандаши, тушь,

кисти,

иллюстрации, яичная скорлупа, клей, салфетки

Папин подарок

Оригами галстук

5 занятие

Развивать наглядно-образное мышление, умение логически выстроить дальнейшее действие

Цветная бумага, ножницы, клей,

фломастеры

Фоторамка

Цветы из яичных лотков

7,8 занятие

Научить наносить четко по нарисованному контуру клей. Научить

аккуратности, внимательности

Краски,

бумага,

кисти, фоторамка,

яичные лотки

Букет для мамы в вазе

1,2 занятие

Раскрасить детали рисунка не заходя за контур работы. Вызвать положительные эмоции у детей.

Краски,

кисти

бумага, кисти

Вазочка

Роспись гуашевыми красками в технике «витраж»,

украшение бусинками

3,4 занятие

Формировать умение

декорировать посуду

в технике «витраж» и бусинами по образцу

Вазочка, гуашевые краски, кисти,

бусинки, клей ПВА

Коллективная работа

Веточка

вербы аппликация

из салфеток с помощью скатывания

5,6 занятие

Формировать умение

Скатывать салфетки в шарик, располагать

на листе бумаги.  Знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета. Продолжаем подготовку

руки к письму.

Бумага,

салфетки,

карандаши, клей

Вишня в

цвету

(пластилинография)

7,8 занятие

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать

умение использовать

пластилин для повышения выразительности рисунка. Смешивание цветов.

Краски,

бумага,

карандаши,

пластилин

Праздничный салют

граттаж

1,2 занятие

Познакомить с чудесным свойством цвета

преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Краски,

кисти,

бумага,

свеча, клей, стеки

Роспись на ткани

Батик

Бандана

3,4 занятие

Формировать умение

подготавливать ткань для работы, наносить рисунок по трафарету

Ткань,

краски,

кисти, клей.

Бабочки на одуванчиках

Монотипия

+ набрызг

5,6 занятие

Развивать воображение,

творчество. Совершенствовать умения в техниках, Вызвать интерес к рисованию, стремление

акварель,

кисти, бумага

Божья коровка

7 занятие

Развивать чувство композиции, упражнять в вырезании плавных линий

кисть, бумага цветная, ножницы, клей

Бусы из фетра

8 занятие

Обучение детей изготовлению бус из фетра и раскрашивание бусин. Развитие фантазии.

Фетр, ножницы,

иголка, нитки

Итоговая

выставка

рисунков

Рассмотреть с детьми

рисунки.

Детские

рисунки

Контрольно-оценочные средства

Педагогическая диагностика (мониторинг).

Общие показатели развития детского творчества.

  • Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
  • Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
  • Успешная реализация творческих замыслов;
  • Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
  • Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
  • Планирование работы;
  • Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
  • Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к  разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству

Условия реализации программы

Помещение изостудии.

Перечень основного оборудования:

1. Ростовая  мебель по количеству детей

2. Доска магнитная – 1  шт.

3. Мольберты – 5 шт.

4. Художественные материалы:

- краски акварельные – 25 шт.

- краски гуашь – 25 шт.

- набор цветных карандашей – 25шт.

- стакан – непроливайка – 25 шт.

- кисти № 2 – 25 шт.

- кисти № 6 – 25 шт.

- простой карандаш – 25 шт.

- альбом для рисования (24 листа формата А4) – 25шт.

- набор цветной бумаги – 25шт.

- пластилин – 25 шт.

- картон белый – 25 шт.

- восковые мелки – 25 шт.

- вата – 25 уп.

- крупа разная – 2 кг

- сахар – 2 кг

- тушь – 2 набора

- бусинки (бисер) – 5 наборов

- салфетки бумажные – 25 шт.

- нитки № 40 – 10 шт.

- ткань – 10 м

- фетр – 10 уп.

- деревянные палочки – 25 шт.

- поролон – 2 м

- трубочки – 25 шт.

- жидкое мыло – 10 шт.

- резинка бельевая – 10 м

- клей ПВА – 25 шт.

- листы формата А3 – 50 шт.

- трафареты различные – 10 шт.

- стекло формата А4 – 25 шт.

- набор цветного песка – 25 шт.

- поршни от шприцов – 25 шт.

- яичные лотки из картона – 25 шт.

- свечи – 25 шт.

5. Демонстрационный материал:

- овощи

- ветки рябины

- иллюстрации

- елочка

-елочные игрушки

- открытки «Валентинка»

- засушенные листья

- камешки

- образцы изделий народных промыслов

6. Проектор -1шт.

Список литературы

  1. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. ФГОС. - М.: ВАКО, 2015
  2. Седова Е. М. Сайганова Т. И. и др. Занятия по рисованию с дошкольниками.- М.: Сфера, 2017
  3. Киселева С.Л. Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности. Методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2016
  4. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2013
  5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Планирование конспекты занятий/. – СПб.: КАРО, 2016
  6. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет. Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей. ФГОС. - М.: Детство-пресс, 2019

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie