ПО ДОРОГЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Воспитатель первой категории Брунчукова Вероника Сергеевна.
Воспитатель первой категории
Брунчукова Вероника Сергеевна

Занятия по дополнительной образовательной программе «По дороге в первый класс» состоят из двух разделов:

«Готовим руку к письму»

Письмо развивает мелкую моторику путем работы с карандашом, выполнение графических заданий, штриховок. Формируют привычку принимать рациональное положение тела при письме сидя, навык удерживать карандаш в руке без напряжения при выполнении линий, навык наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма.

«Формирование элементарных математических представлений»

На занятиях дети знакомятся с правилами работы в тетрадях в клетку. Выполняют графические диктанты, решают элементарные математические задач.  Развивают навыки счета и знакомятся с понятием числа, знакомятся с понятием «величина» и ее измерением, развивают

 пространственные и временные представления.

Программа занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания -- всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Программа «По дороге в 1 класс» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно – практических действий.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально – волевой сферы и мелкой моторики.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкой моторики и координации движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и представляет интегрированный курс «Готовим руку к письму» и «Литературное чтение»

Цель программы: формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе.

Задачи:

  1. формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и

плечевого отдела руки;

  1. формировать правильную посадку при письме;
  2. ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию;
  3. развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом,

выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок;

  1. развивать мыслительные процессы детей: зрительное и

слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя

и синтезируя объект), творческие способности;

  1. развивать умение осмысливать прочитанное с помощью рисунка;
  2.  формирование восприятия литературного произведения на слух.

Методологическую основу программы определили труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Р.Я. Гузмана, В.В. Рубцова, Н.Ф. Виноградовой, Л.Е.  Журовой, Т.А. Козловой, Г.А. Цукермана.       Программа разработана на основе программы Безруких М.М., Филипповой Т.А. «Ступеньки к школе» (Образовательная программа дошкольного образования).

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;
  2.  Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;
  3.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях 2.3/2.4.3590-20.

Данная программа состоит из двух разделов: "Готовим руку к письму и учимся писать красиво" и "Литературное чтение".

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 30 минут. Общее количество часов в год – 68 часов. Количество учебных часов в месяц составляет 8 часов.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Вводное занятие. Буквы и слова вокруг нас

2

В. Даль. «Лиса-лапотница»

1

Штриховка. Дорожки.

1

В. Бианки «Хвосты».

1

Штриховка. Дорожки.

1

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Знакомимся с буквами Г и Т.

1

ОСЕНЬ. А. Толстой, А. Плещеев, И. Никитин

1

Знакомимся с буквами П, Н, Ч.

1

В. Берестов «Беличий остров».

1

Знакомимся с буквами Е, Ё, Ш.

1

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

Знакомимся с буквами Ц и Щ.

1

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

Знакомимся с буквами Л и А.

1

Знакомимся с буквами И, Й, Д.

1

Знакомимся с буквами У и Х.

1

Л. Толстой «Орёл».

1

Знакомимся с буквами К и Ж.

1

М. Пришвин «Гаечки».

1

Знакомимся с буквой М.

1

Знакомимся с буквами ь, ы, ъ.

1

Знакомимся с буквами Р и Б.

1

Русская народная сказка «Морозко».

1

Знакомимся с буквами Ф и Я.

1

Знакомимся с буквами В и З.

1

Знакомимся с буквами С и Э.

1

Знакомимся с буквами О и Ю.

1

Весёлая переменка.

1

В. Бианки «Терентий-Тетерев».

1

Знакомимся с косой разлиновкой.

1

Учимся писать косые линии и делить их на части.

2

Учимся писать качалочку.

1

Учимся писать и прятать.

1

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

1

Дорожки, штриховка. Косые линии.

1

Знакомимся с «придворными» королевы.

1

Знакомимся с условными значками на словах.

1

Дорожки, штриховка.

2

Э. Успенский «Память».

1

Складываем элементы основного алгоритма.

1

Г. Остер «Шоколадный способ».

1

Учимся писать буквы и, И, Й, й, ш, Ш.

1

Учимся писать буквы л, Л, м, М.

1

Учимся писать буквы ц, Ц, щ, Щ, у.

1

М. Пришвин «Курица на столбах».

1

Учимся писать буквы ч, Ч, У.

1

Учимся писать буквы Г, г, П, п, Т, т, Р, р.

1

Учимся писать буквы о, О, с, С.

1

Учимся писать буквы а, д, ф.

1

Учимся писать буквы А и Д.

1

В. Осеева «Волшебное слово».

1

Учимся писать буквы к, К, Ф.

1

Учимся писать буквы Б, б и В, в.

1

А. Барто «Вовка – добрая душа».

1

Учимся писать буквы з, З, е, Е.

1

Учимся писать буквы н, Н, ы, ю, Ю.

1

И. Никитин «Лето»

1

Учимся писать буквы э, Э, х, Х.

1

Учимся писать буквы ж, Ж, я, Я.

1

К. Бальмонт «Комарики –макарики».

1

Учимся писать буквы ъ и ь.

1

Закрепляем навыки письма.

1

Закрепляем навыки письма.

1

М. Пришвин «Золотой луг».

1

Содержание программы

Знакомство учащихся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму.

Обогащение словаря. Развитие внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками. Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках.  Формирование умений слушать текст; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять своё отношение к нему. Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в авторских  сказках.  Формирование умений слушать текст; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять своё отношение к нему. Развитие творческого воображения. Обогащение словаря.

Обогащение словаря. Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в авторских  сказках.  Формирование умений слушать текст; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять своё отношение к нему. Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности.

Выявление эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения. Развитие умения актуализировать читательский и жизненный опыт.

Обогащение словаря. Сопоставление описаний природы в произведениях разных авторов.

Тренировка в заучивании наизусть.

Формирование умений писать вертикальные и горизонтальные линии, выполнять штриховку букв,  печатать буквы П, Н, Ч.

Развитие внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками.

Формирование умений слушать текст; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять своё отношение к нему.

Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности.

Развитие внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками.

Формирование умений писать вертикальные и горизонтальные линии, выполнять штриховку букв, печатать буквы.

Условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.

По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

Перечень оборудования:

  • литература, аудио и видео файлы по литературному чтению;
  • дидактический материал по письму;
  • компьютер, проектор, интерактивная доска.

Список литературы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе»: Образовательная программа дошкольного образования. – М.: «Дрофа», 2018.
  2. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. –СПб. :Детство-Пресс, 2016 г.
  3. 2. Бугрименко,  Е.А.  Чтение  без  принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. –М.: Педагогика, 2015 г.
  4. В мире звуков и букв : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : Дрофа*Астрель, 2017.
  5. Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина.  – Москва: Дрофа*Астрель, 2017.
  6. Литературное чтение: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе /  Э.Э. Кац. – Москва : АСТ*Астрель, 2014.
  7. Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха  у  дошкольников:  книга  для  воспитателей  и  родителей  / Н. В. Дурова. –М. : Школьная Пресса,2015 г.
  8. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет: учеб.-метод.пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е.В.Колесникова. –М.: Педагогика, 2017 г.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie